Вернуться

«Мы платим за сервис и не думаем о том, что у провайдера под капотом»

У Interfax.ru 500 тыс. уникальных посетителей в день, а в базе данных сайта хранится уже 700 тыс. публикаций. И все же группа «Интерфакс» больше и сложнее, чем просто новостной портал. Основной бизнес компании — платные информационные сервисы для СМИ, бизнеса и госорганов. Тысячи новостей о событиях, ежедневно происходящих в стране и мире, обрабатываются в центре мониторинга «Интерфакса». Лишь малая доля того, что может быть интересно массовой аудитории, отправляется на публичный новостной портал, остальное — в специализированные рассылки для подписчиков. Эти сервисы доступны 24 часа в сутки, семь дней в неделю — от их работы зависит бизнес, фондовые рынки, важные экономические и политические процессы в стране. А сервисы, в свою очередь, зависят от стабильной работы IT-инфраструктуры компании. Как она изменилась за последние годы и как облака помогли сделать новости отказоустойчивыми, рассказал Евгений Климов, IT-директор «Интерфакса».

Верхушка айсберга

Как заместитель генерального директора я курирую весь IT-блок. Это служба информационных технологий и центр программных разработок.

IT-блок у нас достаточно обширный: туда входит отдел серверного обеспечения, сетевые инженеры, информационная безопасность, администраторы баз данных, devops и внутренняя автоматизация. В центре программных разработок есть свои технические руководители и команды, которые отвечают непосредственно за создание программных продуктов.

Многие думают, что сайт Interfax.ru — это и есть весь «Интерфакс».

На самом деле это только верхушка айсберга. На сайт попадает лишь малая доля новостей, которые проходят через агентство. В остальном же мы компания, которая разрабатывает информационные IT-сервисы, позволяющие нашим клиентам минимизировать корпоративные риски. Среди них, например, проект «Спарк» — оценка рисков по контрагентам, а также «Скан» — оценка репутационных рисков для физических лиц и компаний, исходя из того, что происходит в медиасреде.


Непредсказуемый спрос на новости

Новости нужны нашим подписчикам для работы на фондовых рынках, чтобы отслеживать деловую репутацию контрагентов, и еще много чего зависит от сервисов «Интерфакса». Например, вы приходите в банк получать кредит и хотите, чтобы банк рассмотрел вашу заявку быстрее. А что происходит на стороне банка, когда вы заполняете заявку: включается кредитный конвейер, который выполняет множество операций по оценке вас как потенциального заемщика. В том числе используются и наши продукты, которые в рамках этого кредитного конвейера отдают информацию, которая может быть использована банком в оценке. Если наши сервисы будут отдавать эту информацию нестабильно либо с задержками, это повлияет на банковскую систему в целом и в частности на процесс получения вами кредита. Поэтому мы должны выполнять достаточно жесткие требования наших клиентов с точки зрения доступности и отказоустойчивости.

Другая сложность этого бизнеса, связанная именно с Interfax.ru, в том, что никак нельзя просчитать всплески интереса к новостям. По другим нашим проектам мы можем прогнозировать нагрузку: она поддается определенным статистическим методам анализа. А с новостями, особенно когда начинается ажиотаж вокруг какого-то события, нельзя предсказать, сколько людей придет на сайт. Если поток оказывается больше, чем могут выдержать серверы, то часть пользователей просто не попадает на нужные страницы либо сайт начинает загружаться очень долго.

Держать свободные мощности на такой случай мы не можем, это экономически неэффективно. И поэтому мы стали задумываться, каким образом это оптимизировать, как, не закачивая деньги в инфраструктуру, стабилизировать нагрузку.


О переезде в облако

Когда я пришел в компанию три года назад, моей главной задачей было решить эти проблемы. Мы совместно с командой проекта изучили архитектуру, поняли, где узкие места, постепенно обновили парк железа и сам подход к архитектуре. А в этом году вынесли некоторые компоненты в облако, в том числе часть инфраструктуры Interfax.ru. Это несколько облаков от разных сервис-провайдеров, среди которых и SberCloud.

Мы вынесли в облако кеширование. Объясню на примере, что это такое. Скажем, у нас сто человек читают новости. Из них 80 интересуются одной популярной новостью, а 20 других читают что-то другое. Значит, 80 раз наш сервер обращается к базе данных за одной и той же новостью. Кеширующий сервис в облаке берет на себя эту нагрузку: он сохраняет у себя эту новость и отдает ее намного быстрее, не нагружая оборудование, тем самым мы снижаем нагрузку на ядро нашего проекта.

У облачных технологий много преимуществ, и не всегда это прямая экономическая выгода. В нашем случае ключевым плюсом стала именно доступность ресурсов в облаке при нагрузке.

А самое главное преимущество в том, что все проблемы с вычислительными ресурсами мы отдали облачному провайдеру на аутсорс. Мы платим за услуги и за то, чтобы наши сервисы выдержали определенную нагрузку, а что происходит у провайдера под капотом — это не наша проблема.