Вернуться

«Те, кто попробовал облачные вычисления, очень редко от них отказываются»

Облачные решения несут в себе огромные возможности для поиска операционной эффективности и быстрого развития компании. Однако сами по себе облака не стоит считать универсальной таблеткой от всех проблем бизнеса: чтобы получить успешный результат, надо четко понимать, зачем компании нужно облако, какие элементы IT-инфраструктуры можно в него перенести и каким образом это повлияет на бизнес-процессы. О том, как правильно определить потребность в облачных вычислениях и грамотно подойти к миграции в облако, рассказал Михаил Тутаев, лидер продуктового направления SberCloud.

Три главных преимущества облака

Применение облачных технологий зависит от специфики бизнеса. Крупные компании сегодня сталкиваются с задачами по хранению и обработке больших объемов данных. Это упирается в проблемы с закупкой, монтажом и поддержкой сложного вычислительного оборудования. Облачные ресурсы позволяют решать такие задачи здесь и сейчас, мгновенно под запрос настраивать вычислительную инфраструктуру.


Если компания преодолела сложности закупок и приобрела серверное оборудование, оно не всегда загружено полностью: часть мощностей простаивает и продолжает потреблять ресурсы, включая электроэнергию, расходы на обслуживание и амортизацию оборудования. В облаке можно заказать нужное количество виртуальных серверов под конкретную задачу, а при прохождении пика нагрузки вернуться к первоначальному объему.

«Поэтому у облака три главных преимущества: скорость развертывания, доступность ресурсов по требованию и экономическая эффективность».


Как определить потребность в облаке

Для владельца бизнеса сигналом может послужить регулярность запросов от IT-службы на закупку дополнительного оборудования. Если для развития бизнеса нужно регулярно покупать новые серверы, то это точно повод изучить облачную экономику. Простой пример: у компании есть 40 офисов по всей стране и распределенная система почтовых серверов, и в каждом регионе должен быть специалист, который обслуживает сервер. Централизация такого проекта в облаке позволит сократить количество оборудования в регионах и перевести большую часть вовлеченного персонала на более важные задачи, чем просто мониторинг серверов.

Облака позволяют также сократить время выхода на рынок новых продуктов и услуг: вычислительные мощности можно подключить за считанные минуты или часы. Если вы сталкивались с закупкой «железа», то знаете, что поставка обычного сервера может занять от 6—8 недель с момента заказа, добавим к этому время на закупки и тендерные процедуры. Допустим, на это уходит в общей сложности 2—3 месяца, и это задерживает выход продукта на рынок. Облако позволяет решить такую задачу быстро и выиграть время.


Расчет реальной выгоды

На самом деле нет готовой формулы. Надо отталкиваться от задачи, а также затрат на поддержку, эксплуатацию своего IT-оборудования, количества обслуживающего персонала. Любой крупный бизнес держит на балансе текущее серверное оборудование. Оно уже оплачено и на нем развернуты определенные информационные системы, перенос которых тоже нужно планировать. Если бизнесу не требуется быстро расти в моменте, то на таком оборудовании компания может проработать еще несколько лет — проект миграции в облако можно отложить.

С развитием как раз другая история. Облако дает возможности для четкого прогноза, как будут расходоваться деньги компании под влиянием разных факторов. Ответить на вопрос: если придет еще 1000 сотрудников или посещаемость сайта увеличится на 50 тыс. пользователей, как это скажется на затратах на IT? Эти метрики, которые меняют бизнес, очень легко оцифровать в деньги, используя облачные технологии. Однако облака — это не просто дань моде, и заходить в облако только под влиянием хайпа нет смысла.


Узкие места, и как их избежать

Самая распространенная ошибка бизнеса при переезде в облако — это попытка перенести всю вычислительную архитектуру, как она есть. На самом деле это самый простой, но не самый лучший подход, потому что концепция облака предполагает изменение подходов к управлению своей ИТ-инфраструктурой. Например, в компании сложная вычислительная инфраструктура, где вся автоматизация и распределение нагрузки настроены и поддерживаются специалистами самой компании. Облачные провайдеры, понимая, с чем столкнутся клиенты, стараются предложить набор самых востребованных сервисов в виде преднастроенных компонентов, доступных для заказа, это сильно упрощает работу администраторов и специалистов, отвечающих за поддержку. Плюс облака в этих дополнительных сервисах. Вообще, чтобы протестировать возможности облака, не обязательно переносить в него все, можно начать с небольших участков, возможно некритичных для бизнеса, и посмотреть, какие преимущества это дает, как работает внутренняя команда и команда сервис-провайдера.


Переход в облако

Сегодня вся сфера IT развивается по принципу максимального упрощения для конечного пользователя. Если раньше существовали конструкторы сайтов, то сегодня из набора можно собрать не только мобильное, но и бизнес-приложение. Точно так же и в облаке: поскольку возможности cloud computing безграничны, для облегчения задач бизнеса крупные провайдеры облачных услуг, как и SberCloud, работают над созданием преднастроенных инфраструктур под конкретные виды задач. По сути это готовые облачные сервисы, где достаточно указать минимум настроек, например число пользователей и ключ лицензии, и сразу получить готовый сервис. Поэтому, если вчера облака — это была технология для компаний, внутренне готовых к изменениям, завтра они станут доступны фактически любому бизнесу.

Сейчас уровень проникновения облачных технологий в бизнесе не превышает 5%, но рынок таких услуг растет очень быстро. Переход к облакам — долгосрочный тренд. Через непродолжительный промежуток времени облачные технологии окупаются, потому что бизнес получает доступ к огромному количеству технологий, а также новые инструменты и возможности. Может быть, они не все нужны в моменте, но постепенно эти возможности затягивают. Те, кто попробовал облачные вычисления, очень редко от них отказываются.