Вернуться

Вещи в облаках

Какие возможности получает бизнес, развернув интернет вещей в облаке, — разбираем на примере логистической компании.

Интернет вещей (IoT) — одно из самых впечатляющих явлений Четвертой промышленной революции. Технология, много лет существовавшая лишь в виде красивой концепции, сегодня получает широкое распространение в быту и в промышленности, а рынок IoT демонстрирует отличную динамику. Еще в конце 2018 года мировая инфраструктура интернета вещей достигла 22 млрд подключенных устройств, утверждают специалисты Strategy Analytics. 85% руководителей в сегменте enterprise, опрошенных Microsoft, ведут хотя бы один проект в области интернета вещей, а к 2021 году, по прогнозу, доля таких компаний составит уже 95%.

В России число устройств, подключенных к интернету вещей, в прошлом году достигло, по данным компании J’son & Partners Consulting, почти 23 млн, что на 21% больше, чем годом ранее. Аналитики считают, что к 2025 году таких устройств будет уже 56 млн.


Что такое интернет вещей?

Концепция интернета вещей была впервые сформулирована еще в конце прошлого века. Суть ее в том, что обычные предметы, оснащенные датчиками и подключенные к интернету, могут обмениваться информацией о своих действиях и состоянии окружающей среды и принимать сложные решения без участия человека. Самый простой бытовой пример — кондиционер, который не включается, если в помещении открыто окно или работает обогреватель. Или лифт, способный по мимике пассажира определить, что тому требуется медицинская помощь, и вызвать скорую.

Идея воплотилась в реальности благодаря двум технологическим трендам: развитию сетей передачи данных и появлению на рынке облачных платформ, способных эти данные в таком объеме обрабатывать.

Если сравнить интернет вещей с живым организмом, его глаза и уши — это датчики, которые собирают информацию о состоянии вещей, подключенных к интернету. Нервная система IoT — сеть передачи данных. А роль мозга, который занимается хранением и анализом информации, поступающей с датчиков, и отвечает за принятие решений, отведена облачному серверу.

Сегодня существует много примеров практической реализации интернета вещей. В быту это, конечно, «умный дом», самостоятельно управляющий бытовой электроникой, климат-системами и контролирующий поведение домашних животных. Но настоящую революцию IoT совершает в промышленности. Одна из сфер, которая претерпевает революционные изменения благодаря IoT, — логистика.

Внимание к IoT в логистике не случайно. Управление географически распределенными инфраструктурами, автоматизация работы складов и обеспечение прозрачности и предсказуемости поставок для логистики имеют решающее значение. К примеру, по данным компании DHL, 60% руководителей, ответственных за поставки, отмечают их недостаточную прозрачность на всех этапах транспортировки и организации хранения. Применение технологий интернета вещей позволяет логистическим компаниям получить такие важные преимущества, как прозрачность процессов, точность прогнозов и предсказуемость, массовая автономность и практически полное преодоление проблем, связанных с человеческим фактором: пересортицу, путаницу, утерю товаров.


Датчики — глаза и уши интернета вещей

Хронические проблемы логистических центров — низкая скорость принятия активов на склад и их отгрузки, потери и воровство. Для лечения этих болезней логистики сегодня в массовом порядке используется технология RFID (Radio Frequency Identification — радиочастотная идентификация).

Самым наглядным примером использования RFID можно считать транспортные карты, с которыми знакомы жители всех крупных городов: «Стрелка», «Тройка» и «Подорожник» используют RFID-метки, на которые записывается информация о приобретенных проездных документах и их использовании. В момент контакта карты с валидатором эта информация передается в диспетчерский центр, где с лицевого счета пассажира списываются поездки. При желании информацию об использовании транспортных карт можно использовать для анализа транспортных потоков, загруженности транспортных линий, частоте поездок, маршрутах передвижения и т. п.

Такие же RFID-метки на складских активах могут содержать всю информацию о товаре: его наименование, артикул, производитель, назначение, срок годности, условия хранения, адресат. Такая метка может автономно взаимодействовать со складскими системами, которые автоматически направят товар в необходимую ячейку хранения и занесут информацию о нем в учетные системы. Мгновенное обновление данных обеспечит прозрачность работы логистического центра — информация о состоянии склада и местонахождении конкретного груза всегда будет доступна в режиме реального времени.

Затем информация, записанная на RFID-метку, используется при движении товара в обратном направлении. По метке производится поиск товара на складе и его отгрузка, данные о его массе и размерах могут быть использованы для оптимизации загрузки транспорта. RFID позволяет проконтролировать и прибытие товара в адрес получателя, а значит, организовать обмен информацией между контрагентами и двусторонний контроль поставок.

Не менее эффективны технологии IoT и при управлении парком транспорта логистической компании. Правда, в качестве устройств интернета вещей здесь уже используются не RFID-метки, а системы с модулями GPS и ГЛОНАСС, подключенные к мобильным сетям передачи данных. С их помощью диспетчерский центр может в режиме реального времени получить данные о местонахождении автомобиля, маршруте его движения, скорости и даже техническом состоянии транспортного средства (для этого используется устройство, подключаемое к диагностическим колодкам автомобилей). На основе этих данных формируются прогнозы поставок, составляется график ремонта и обслуживания техники и даже контролируется работа водителей и экспедиторов.


Нервная система — сети передачи данных

Датчики взаимодействуют между собой и подключаются к информационным сервисам при помощи сетей передачи данных. В IoT могут использоваться практически все существующие сегодня протоколы связи: радиосвязь, Bluetooth, сети мобильных операторов (кстати, технологии пятого поколения, 5G, которые активно развивают сотовые компании сегодня, в первую очередь предназначены именно для интернета вещей), «классический» интернет и локальные сети предприятий. Конкретное решение архитекторы IoT-систем выбирают исходя из специфики проекта. Транспортные средства, используемые в логистике, используют мобильный интернет, RFID-метки — радиоканал, устройства, которые считывают с них информацию в логистических центрах, — локальные сети, будь то Wi-Fi или Ethernet. А главная задача, которая решается этой разнообразной и разветвленной нервной системой, — передача данных облачным информационным сервисам, мозгу IoT-системы.


Мозг — облачная цифровая платформа

В получении данных от оконечных устройств, как правило, заинтересованы сразу несколько информационных систем предприятия. В логистической компании могут использоваться учетные системы, где отображается информация о состоянии складов и движении по ним товаров, системы складского менеджмента, электронного документооборота, где формируются и готовятся накладные и сопроводительные документы, системы менеджмента транспорта, решения в области маршрутизации. Это далеко не полный список систем «нижнего уровня», которые обеспечивают отдельные бизнес-процессы логистической компании.

Однако менеджмент отдельных бизнес-процессов только часть задачи, которая решается системами IoT. Их конечная цель — максимально возможная автоматизация всей регулярной деятельности компании. А для этого базовые системы должны интегрироваться с системами «высокого уровня», при помощи которых осуществляется менеджмент продаж и взаимоотношений с клиентами (CRM), бизнес-анализ (BI) и, наконец, управление компанией в целом (ERP). Все эти решения составляют цифровую платформу бизнеса.

Создание цифровой платформы — долговременная и затратная задача. На это могут уйти годы, а необходимые инвестиции труднопрогнозируемы. Именно здесь на помощь бизнесу приходят публичные облака.


Почему управление IoT проще реализовать в облаке

Использование облаков для развертывания цифровой платформы, управляющей IoT-системой, дает бизнесу целый ряд преимуществ. Прежде всего облачные сервисы позволяют компаниям-заказчикам избежать лишних расходов, связанных с самостоятельным развертыванием информационных систем. Облако предоставляет готовый сервис, и все, что остается кампании, — настроить его в соответствии со своими потребностями. По сути, облако освобождает бизнес от капитальных затрат, переводя их в операционные.

Логистические компании, клиенты SberCloud, получают доступ к целому комплексу сервисов, разработанных с учетом отраслевой специфики. При этом заказчик может разворачивать IoT-системы не сразу, а постепенно, шаг за шагом автоматизируя отдельные бизнес-процессы. Облако позволяет масштабировать цифровую платформу гибко, по мере необходимости.

Логистическая компания может предложить клиентам воспользоваться API SberCloud, чтобы интегрировать свою учетную систему с системами заказчиков и таким образом автоматизировать взаимодействие.

Возможно использование IoT-модуля в связке с системой анализа Big Data средствами ИИ для многомерного анализа цепочек поставок.

Технологии интернета вещей не зря привлекают внимание бизнеса. Они дают компаниям ощутимые конкурентные преимущества: скорость и надежность бизнес-процессов, преодоление проблем, связанных с человеческим фактором, прозрачность как для руководства компании, так и для заказчиков, оптимизацию затрат и др. Облачные IoT-системы, позволяют компании воспользоваться этими преимуществами здесь и сейчас, не упуская возможности быстро укрепить свои рыночные позиции.