Мир все дальше уходит от ресурсной экономики. Будущее — за экономикой знаний с ядром в виде человеческого капитала и креативных индустрий. По данным IE University, креативный сегмент уже сейчас обеспечивает более 6,1% мирового ВВП и от 2 до 7% ВВП национальных экономик, что почти в 2,5 раза больше глобальных военных расходов. И растет в среднем на 15% ежегодно. Есть ли место технологиям в этой новой реальности, где интеллект и творчество ценятся выше, чем материальные ресурсы?
Трудно однозначно очертить круг «креативных» профессий. Одни относят к ним только классическое искусство и производные области: музыку, кинематограф, дизайн. Другие включают сюда маркетинг, медиа и IT-сектор. Третьи считают, что креативная экономика стоит на кинопрокате, аудиовизуальных сервисах и концертных залах. Как бы там ни было, развитие творческих индустрий неотделимо от цифрового прогресса. Сегодня любой творческий продукт в процессе создания, распространения и потребления так или иначе опирается на цифровые инструменты. Дайте художнику, работающему в классической технике, программу для 3D-моделирования, и в его картинах появится точная работа с перспективой и светом. Предложите креативным специалистам в разных уголках мира объединить усилия, и вместе они создадут нечто грандиозное. Компьютеры пока не способны на самостоятельное творчество (хотя и в этом направлении есть успехи), но они уже изменили то, как творят люди.
А корни цифровизации креативных индустрий — как, впрочем, и всех других индустрий — произрастают в облачных дата-центрах.
Как ускорить производственный цикл длиной в 4500 лет?
Мощность облачных дата-центров широко востребована при создании высококачественного визуального контента. Один из самых технологически сложных процессов в современном кинопроизводстве — рендеринг, финальный «обсчет» компьютером каждого пикселя в кадре. В процессе трехмерная модель становится реалистичным органическим объектом, спецэффекты совмещаются с отснятым видеоматериалом, у каждой виртуальной мелочи появляется достоверная тень и так далее. Это математически сложный и ресурсоемкий процесс: чем сложнее графика, тем дороже он стоит и больше времени занимает. К примеру, на отрисовку визуальных эффектов в фильме «Аватар» Weta Digital потратила около 40 миллионов процессорных часов. С одним мощным ПК процесс занял бы около 4500 лет. А если бы (ну вдруг) вы решили выполнить рендеринг фильма «Трансформеры 2» на домашнем компьютере, вам потребовалось бы в четыре раза больше времени.
Чтобы несколько ускорить процесс, VFX-студии и кинокомпании используют для визуализации мощные компьютерные кластеры, или рендер-фермы. Так, в процессе создания мультфильма «Город героев» Walt Disney Animation задействовали четыре фермы общей мощностью в 55 тысяч вычислительных ядер.
Конечно, далеко не любое производство требует таких ресурсов. Но даже если творческий замысел в сотни раз скромнее, разворачивать локальную инфраструктуру для рендеринга все равно невыгодно. Окупить ее можно, если использовать ресурс непрерывно, но поскольку съемка кино — это не только рендеринг, большую часть времени такое оборудование будет простаивать.
Проблему решает облачный рендеринг. Арендованная инфраструктура позволяет подключать и использовать мощность в необходимом объеме и только тогда, когда она действительно нужна. Именно гибкий подход облачных провайдеров — одна из причин, почему компания Weta Digital в итоге отказалась от собственного дата-центра и решила использовать Amazon Web Services для хостинга инструментов визуальных эффектов. А Jellyfish Pictures несколько лет назад открыла первые в Европе полностью виртуальные VFX-студии, в которых художники вообще не работают с локальными файлами — все манипуляции выполняются в облачной среде.
Можно ли спокойно посмотреть на Мону Лизу?
Но облака меняют не только методы создания контента, но все, что происходит с ним дальше.
Хранение
В последние годы растет тренд цифровизации в музейной сфере. Галереи и выставки внедряют трехмерную графику, виртуальные туры и аудиовизуальные инсталляции. Любой желающий может виртуально побродить по Ватикану или с помощью VR-очков проследовать за перемещением евреев по миру.
Технология виртуальной реальности решает в музеях вполне гуманитарные проблемы: она делает искусство доступным везде и бережет хрупкие экспонаты от превратностей транспортировки. А в крупнейших музеях мира, где даже физическое присутствие не гарантирует возможность увидеть слишком популярные экспонаты, VR-очки — единственный способ ценителя побыть наедине с шедевром.
Но возросшие объемы данных нужно где-то хранить. Чтобы добиться точного отображения всех нюансов реальных произведений искусства, каждый экспонат нужно фотографировать со всех сторон сотни раз. VR-экскурсия может весить до 1 Тб в час. Что говорить о виртуализации таких музеев, как «Эрмитаж», коллекция которого содержит около 3 миллионов художественных объектов: даже если потратить на каждый экспонат одну минуту, полная экскурсия займет 13 лет.
Облачные хранилища позволяют выделять пространство для хранения цифровых данных и не зависеть от ограничений памяти локальных устройств.
Дистрибуция
Следующая задача облаков в креативных индустриях — обеспечение бесперебойного доступа аудитории к контенту. К виртуальным играм или сервисам потокового видео одновременно подключаются сотни тысяч пользователей. Только высоко специализированные облачные решения могут справиться с такой нагрузкой. Они позволяют распределить пиковый трафик между сотнями виртуальных серверов и в результате обеспечить устойчивую передачу данных. А сразу после спада ажиотажа — отключить лишние ресурсы.
Например, сеть доставки контента (CDN) — это распределенная инфраструктура, которая кеширует контент и отдает его пользователю с ближайшего сервера, тем самым улучшая качество онлайн-трансляций, ускоряя индексирование сайтов, доставку аудио- и видеофайлов, игровых и программных модулей.
CDN SberCloud позволяет создавать прямые эфиры Full HD, 4K, 360 и 3D. Видео можно транслировать не только с сервера, но даже прямо с IP-камеры. Зрителями трансляции могут стать сотни тысяч человек одновременно.
В свое время именно переход к масштабируемой облачной платформе Hatch позволил разработчикам игры Angry Birds 2.0 выйти на обслуживание более чем 250 миллионов пользователей ежемесячно.
Продвижение
Сегодня аудитория ожидает, что ей посоветуют интересную книгу, фильм или новую выставку. В этой области появляется множество маркетинговых инструментов, таких как рекомендательные сервисы на базе облачных технологий и алгоритмов машинного обучения. К примеру, проекты, входящие в обновленную экосистему «Сбера», используют сервис Graph Engine Service (GES) SberCloud для формирования персональных рекомендаций пользователям приложения.
Пусть по-китайски шутят китайцы
Наконец, облачные технологии помогают объединить творческих людей в единой среде, где они могут обмениваться данными, опытом, инструментами, а также трудиться над совместными проектами. Перед креативным бизнесом открываются возможности для создания крупных интернациональных команд и разработки масштабных проектов. Так, платформа для разработки игр SberCloud позволяет наладить межрегиональное сотрудничество между членами проектной команды и организовать гибкое управление проектами.
Подход набирает популярность не только в разработке, но и в других индустриях. Например, студия DreamWorks использует гибридную облачную инфраструктуру для коллективной работы художников, продюсеров, сценаристов и других специалистов в режиме реального времени. К примеру, в процессе создания второй, китайской, версии «Кунг-фу панда 3» создатели фильма тесно сотрудничали с коллегами из Китая. Они меняли артикуляцию персонажа так, чтобы она соответствовала китайскому языку, и переписывали отдельные шутки с учетом интересов китайской аудитории. Основное взаимодействие команд происходило именно на облачной платформе.
А Weta Digital еще в марте, в разгар пандемии, перешла на удаленную работу над сиквелом «Аватара» и другими фильмами на платформе AWS.
Благодаря вычислительной мощности и почти неограниченным хранилищам облачных инфраструктур сегодня у нас есть VR-галереи, 3D-фильмы и реалистичные игры. Мы можем наслаждаться четким воспроизведением видео без задержек и интерактивными инсталляциями. И похоже, что это только начало расцвета облачных технологий в креативных индустриях.